Обзор практики привлечения юридических лиц и предпринимателей к административной ответственности.

1. Вопрос: Правомочны ли сотрудники ИФНС составлять протокол об административных правонарушениях?

Ответ: Согласно ст. 14.16 КоАП РФ-ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица налоговых органов не наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях. Из п.1 Положения о Федеральной налоговой службе также следует, что в должностные обязанности сотрудников ИФНС не входит составление административных протоколов.

В соответствии с п.1 ст.28.3 КоАП РФ, такие протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, исключительно в пределах компетенции соответствующего органа.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2006 № Ф04-352/2006 (19512-А03-32)

 

2. Вопрос: Является ли нарушением законодательства и основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ осуществление расчетов наличными денежными средствами вне технически укрепленного изолированного помещения?

Ответ: В силу пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом Директоров Центрального банка России 22.09.1993 N 40, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций — заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций.

Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 приложения N 3, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений, располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями, касса должна иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки, закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы, оборудоваться специальным окошком для выдачи денег, иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Таким образом, в соответствии со ст.15.1 КоАП отсутствие технически укрепленного изолированного помещения образуют состав административного правонарушения.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4.05.2010 г. по делу N А19-27724/09)

3. Вопрос: Является ли административным правонарушением превышение выручки, зафиксированной контрольно-кассовой техникой по сравнению с данными, отраженными в кассовой книге организации?

Ответ: Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций установлен прием наличных денег кассами предприятий по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.

Из пункта 22 Порядка ведения кассовых операций следует, что все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.

В соответствии с пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из этого следует, что превышение выручки фискального отчета по сравнению с данными, отраженными в кассовой книге представляет собой состав административного правонарушения. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2010 г. по делу N А03-13078/2009

4. Вопрос: Должны ли индивидуальные предприниматели вести кассу при применении УСН?

Ответ: В соответствии с порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430) индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами.

Однако в силу пункта 3 данного Порядка ведения кассовых операций не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.

Согласно пункту 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов.

Таким образом, в обязанности индивидуального предпринимателя не входит ведение кассы, отражение выручки, оформление приходных и расходных ордеров.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 ноября 2009 г. по делу N А82-8377/2009)

 

5. Вопрос: Является ли административным правонарушением фиксация поступивших денежных средств в кассе на следующий день после ее получения?

Ответ: В соответствии с пунктами 13, 22 — 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то есть административное правонарушение, предусмотренное в статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается совершенным при несоблюдении этого требования. Таким образом, неоприходования выручки сразу после ее получения является административным правонарушением.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 ноября 2007 г. N А11-3434/2007-К2-22/222).

 

6. Вопрос: Может ли налоговая инспекция отказать в применении упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, в случае пропуска установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер и не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с общим порядком, указанным в п.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Налогового Кодекса.

Пропуск вновь созданной организацией или вновь зарегистрированным предпринимателем пятидневного срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может служить основанием для отказа в выборе упрощенного режима налогообложения. В случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок, налогоплательщик будет иметь право на применение упрощенной системы налогообложения непосредственно с момента его регистрации.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А32-30712/2009-51/38)

 

7. Вопрос: Какие правовые последствия повлечет отказ от проведения аудиторской проверки организацией, подлежащей обязательному аудиту?

Ответ: Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение (Письмо Министерства финансов РФ от 18.02.03 № 16-00-13/01). В случае не предоставления аудиторского заключения в налоговый орган, организация может быть оштрафована на 50 рублей по статье 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» Налогового кодекса Российской Федерации. Непредставление руководителем организации аудиторского заключения в налоговые органы может повлечь наложение административного штрафа от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом, оплата штрафа не освободит организацию, подлежащую обязательному аудиту, от обязанности представить аудиторское заключение (п.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

(Письмо Министерства финансов РФ от 18.02.03 № 16-00-13/01, ст. 126 НК РФ, ст. 15.6 КоАП РФ)

 

8. Вопрос: Должно ли быть удовлетворено требование об уплате налога, пени, направленное налоговым органом в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если сумма требования не точно зафиксирована?

Ответ: Согласно статьям 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней.

Из положений статьи 69 НК РФ следует, что во всех случаях требование об уплате налога, пени должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и исчисления пеней, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Поскольку требование без определенной суммы недоимки не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных статьей 69 НК РФ, оно не может являться основанием для удовлетворения заявления налогового органа о взыскании пени в заявленном размере.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А55-24986/2009).

 

9. Вопрос: С кого организация должна требовать возмещения переплаченного налога в случае, если организация сменила инспекцию, в которой состоит на учете?

 

Ответ: Согласно ст. 84 НК РФ, а также Методическим указаниям, утвержденным приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165, снятие организации с налогового учета в связи с изменением места нахождения юридического лица осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации.

При этом датой снятия с учета считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица.

Датой постановки на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с п. 1 раздела II Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138, при передаче плательщика на учет из одного налогового органа в другой, карточки «Расчеты с бюджетом», переданные из другого налогового органа, открываются при условии постановки организации на учет в налоговом органе с присвоением ей КПП.

Следовательно, если организация снята с налогового учета в налоговом органе в связи с изменением места нахождения и в отношении ее осуществлена постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения, то представлять налоговые декларации и уплачивать налоги (сборы) она должна в налоговый орган по новому месту учета, в котором уже должны быть открыты карточки «РСБ» данной организации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства налогоплательщика.

В соответствии с п.2 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, требование о возмещении излишне уплаченного налога должно предъявляться в налоговую инспекцию по новому месту учета.

(ст.ст. 78, 84 НК РФ, Методические указания, утвержденным приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165).

 

10. Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, если сумма налога, подлежащая уплате на основании данной декларации, равна нулю?

 

Ответ: Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы, и не менее 100 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Из анализа названных положений статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация.

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрена ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, но поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, также составляет ноль рублей.

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2008 г. N А19-2269/08-15-Ф02-3199/2008).

 

11. Вопрос: Может ли банк открывать хозяйствующему субъекту новые расчетные счета, если у него есть решение налогового органа о приостановлении операций по нынешним счетам?

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено названной статьей.

Пунктами 5 и 6 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Согласно пункту 12 статьи 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Причем в случае несоблюдения установленных норм на нарушителя распространяется налоговая ответственность не только по п. 1 ст. 132 (штраф — 20 000 руб.), но и по ст. 134 НК РФ (20% от перечисленной суммы).

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2009 г. N 12953/08).

 

12. Вопрос: Можно ли аннулировать предоставленный налоговый вычет, соответственно вернуть государству сумму налога, уплатить в бюджет всю сумму пени за «просрочку» уплаты налога, чтобы воспользоваться имущественным вычетом повторно?

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2000000 рублей.

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не допускается.

Возможность отказа от ранее полученного имущественного налогового вычета законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 20 мая 2009 г. N 3-5-04/608@ «Об имущественном налоговом вычете»)